?

Log in

No account? Create an account
Транспорт "Декабрист", операция FB и сбитый самолет - Сергей Ильин — ЖЖ
Июль 8, 2015
05:02 pm

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Транспорт "Декабрист", операция FB и сбитый самолет
П/х "Декабрист" известен любителям истории, в общем-то, только трагедией своего потопления. Судно, которое должно было присоединиться к очередному конвою в Россию (т.н."PQ-19") решили отправить из Исландии самостоятельно. 4 ноября 1942 южнее Шпицбергена его перехватили бомбардировщики и торпедоносцы Ю-88 из KG.30. И утопили. Команда успела спустить шлюпки, однако Север, ноябрь, ночь, шторм -- только одна из шлюпок (19 человек из 80) через 14 дней после потопления судна сумела добраться до о. Надежды. В снежном буране, начавшемся почти сразу после высадки на остров, погибли почти все уцелевшие, выжило только 6 человек. Еще двое умерли во время зимовки на необитаемом острове. В августе 1943 (спустя 9 месяцев!) к острову подошла немецкая подлодка U-703, обнаружила уцелевших, но забрала только капитана. Остальные трое оставались на острове еще несколько недель, после чего двое с третьей попытки были спасены той же лодкой. Матрос Лобанов до спасения не дожил. Спасенные попали в немецкий концлагерь в Норвегии, откуда были освобождены американцами. После освобождения "...подлечили всех троих в Норвегии, а затем отправили в Мурманск, где прошли строгую проверку в органах НКВД. После этого направили на Дальний Восток. Здесь впоследствии они все в одном экипаже под командованием С.П.Беляева плавали на пароходе «Бухара» Камчатского морского пароходства."

Спасшиеся:
Степан Поликарпович Беляев, капитан.
Наталич Надежда Матвеевна, судовой фельдшер.
В.П. Бородин, рулевой.

Подробно с историей последнего рейса "Декабриста" можно ознакомиться вот тут: http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?t=4420

А теперь о необычном:

"Участник Цусимы". Оказывается, "Декабрист" это бывший транспорт "Анадырь", построенный Виккерсом в 1902, входивший в состав 2-й Тихоокеанской эскадры и участвовавший в Цусимском сражении. После боя, имея на борту 341 спасенного со вспомогательного крейсера "Урал", вернулся в Европейскую Россию через Мадагаскар, став, вроде бы, единственным судном из сопровождавших 2ТОЭ, избежавшим потопления или интернирования.


Operation FB. "Взрыв головного мозга". После рукотворного "эпик фэйла" с PQ-17 и прорвавшегося с боем PQ-18, союзники решили "конвоев более не посылать". Тов. Сталин требовал посылать тогда хотя бы одиночные суда и тогда "разработали" операцию FB. Заключавшуюся в том, что в конце октября - начале ноября 1942 из Рейкъявика вышли 13 транспортов (7 англичан, 5 американцев и "Декабрист"). Вышли с равными(!!!) 12-часовыми(!) интервалами, по одному маршруту. И были закономерно перехвачены немцами южнее Шпицбергена, примерно в одной точке. Погибли 5 из 13:
- Chulmleigh (British) - сел на мель у южной оконечности Шпицбергена, брошен командой, подвергся бомбардировкам и в итоге добит торпедой и артогнем лодки U-625 6 ноября 1942;
- Dekabrist (USSR) - 4 ноября;
- Empire Gilbert(British) - подводная лодка U-586, 2 ноября;
- William Clark (USA) - подводная лодка U-354, 4 ноября;
- Empire Sky (British) - подводная лодка U-625, 6 ноября.

Использовался ли немцами во время этой операции сигнал "Карл, они на свет лезут!", неизвестно. По итогам этого кровавого эксперимента Адмиралтейство резко поменяло галс и стало готовить конвой JW-51, который вышел в море через месяц.


Сбитый самолет. В процессе поиска информации про "Декабриста" наткнулся в google books на книжку "Arctic Interlude: Independent to North Russia", Harry C. Hutson. Автор пишет забавно, иногда до смешного: "после этого "Декабриста" русские получили транспорт-либерти и назвали его "Декабрист", а когда списали в 1972-м, то назвали "Декабрист" другое судно. А еще у них была подлодка с тем же именем. Наверное, это просто очень популярное в России имя для корабля". Но есть и серьезная информация, "Декабрист" в своем последнем бою может претендовать на сбитый самолет -- один из атаковавших его "Юнкерсов" потерпел аварию (отказ двигателя) на обратном пути. "Нет информации, вследствие боевых повреждений или нет". Экипаж был спасен гидросамолетом Do-24.



Ссылка на книжку: https://books.google.ru/books?id=yQA0dPRWdfcC&lpg=PA53&ots=bYx1TLih-5&dq=4%20november%201942%20dekabrist&pg=PA53#v=onepage&q=4%20november%201942%20dekabrist&f=false

Спасибо Николаю Поникарову за помощь в разборе и "первоначальный импульс".

Tags: ,

(17 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:reductor111
Date:Июль 8, 2015 02:13 pm
(Link)
Спасибо, Сергей.
Интересная история получилась.
[User Picture]
From:vorchunn
Date:Июль 8, 2015 06:08 pm
(Link)
Спасибо!
[User Picture]
From:sergey_ilyin
Date:Июль 9, 2015 08:30 pm
(Link)
Да не за что :)

Я вот э... испытываю странные чувства. Столько по разным поводам писал о том, что "этот не попал, а тот не сбил" и вдруг нашел совершенно не учтенный нашими историками самолет.

...ну и в очередной раз понял, что история нашего торгового флота не ушла дальше страниц ведомственных газет.
[User Picture]
From:lastfire
Date:Июль 9, 2015 09:35 am
(Link)
Хороший подробный рассказ, хоть и мрачный. Трое выживших из восьмидесяти :(
[User Picture]
From:sergey_ilyin
Date:Июль 9, 2015 08:35 pm
(Link)
Да, мрачная история. Чуть ли не самый большой погибший экипаж торгового флота в войну, по крайней мере "самая длинная плита на мемориале во Владивостоке"...

Однако же перезимовали вчетвером на необитаемом острове, имея одну винтовку и два патрона -- но дневники капитана Беляева неопубликованы.
[User Picture]
From:lastfire
Date:Июль 10, 2015 07:13 am
(Link)
Ошеломляет даже не сам факт зимовки, а зимовка неподготовленных людей без снаряжения - это будет покруче Нансена с Йохансеном!
[User Picture]
From:olt_z_s
Date:Июль 12, 2015 01:48 pm
(Link)
Что касается истории с "Декабристом", то стоит с сожалением сказать, что эта история имеет еще очень много белых пятен. То что я прочитал на Полярном форуме, явно не отдает объективностью. В указанных статьях есть только советская версия спасения людей с "Декабриста", причем в работах написанных после 2000 года ничего в этом плане не меняется. С учетом того, что даже "смешной" Хадсон в 1997 году написал книгу, где описывал эту историю с немецкой стороны. Я не знаю, стали ли вы читать эту книгу дальше эпизода с потерпевшим крушение "Юнкерсом", так как Хадсон далее много времени уделяет случаю со спасением четверых русских моряков (включая и даму). Любопытно было бы посмотреть эти дневники Беляева..мне не совсем понятно, как он их вел, когда прекратил вести, как они сохранились и где они хранятся до сих пор. Никаких ссылок на это и объяснений советские и российские исследователи не дают. Тем более не ясно как он их сумел сохранить в плену? (!) На сверку с ЖБД лодки записи Беляева расходятся даже во многих моментах при описании встречи капитана и немцев на берегу острова.Немцы указывают одно, Беляев совершенно другое. Ну а как тогда воспринимать фразу из книги Хадсона, что когда Беляева передавали с подлодки конвоирам на берегу, что он со слезами на глазах пожал руки всем членам команды U703? Или отсылку на воспоминания фельдшера, которая рассказала, что Лобанов умер в первый приход лодки, когда забрали Беляева. А кого тогда немцы хоронили 8 октября 1943 года в море с проведением формальной церемонии? Любопытно, что до сих пор сохранился и ЖБД лодки. Оставил также подробные воспоминания и второй вахтофицер U703 Шлотт, который высаживался на остров Надежды в качестве командира мини-десанта с лодки для проверки хижин. Он войну пережил и скончался в 1996 году. Очень многого в этой истории осталось за "бортом".

[User Picture]
From:sergey_ilyin
Date:Июль 12, 2015 02:25 pm
(Link)
В этой истории, увы, белые пятна совершенно неустранимы :( И никакие сверки с ЖБД их не вылечат. Люди были после 9 месяцев зимовки, в крайней степени истощения, мысли путались -- и характерный пример в том, что Наталич с Бородиным сняли не через "три месяца", а через три недели после Беляева.

Про дневники известно, что они покрывают период "1942-1945", то есть зимовку и плен. Когда писал - неведомо, либо не отобрали в плену(?) либо после войны, пока его НКВД фильтровало. Желавшие написать про "Декабрист" удивительно легко их находили, есть подозрение, что они хранились у дочери Беляева.

У Хадсона нестыковок тоже хватает -- он пишет, например, что Беляев едва мог "связать два слова по-английски", а в биографии "С. Беляев свободно владел английским, французским, греческим и др. языками." да и не лепится незнание языков с почти 15-летним опытом капитана дальнего плавания (кстати, первое судно принимал с верфи с Гамбурге).

Наталич могла путать умерших -- в момент первого захода U-703 живы были (вроде бы) шестеро. Про Лобанова она в другом интервью внятно говорит: "На обратном пути скончался Лобанов. Матросы зашили тело в брезент и выбросили в море, – рассказывала Наталич. – А меня с Васей повели за колючую проволоку."

Пакет медикаментов, скорее всего, был вполне официально передан с лодки с разрешения командира (но кто ж в СССР мог про это написать?) Уничтожил Беляев судовые документы или нет -- неведомо, но опять же как он мог не написать, что уничтожил?

В сухом остатке -- девять месяцев зимовки людей, не имевших никакой к этому подготовки и припасов. И очередной пример равнодушия немецких подводников.
[User Picture]
From:olt_z_s
Date:Июль 12, 2015 06:21 pm

Даю ответ в двумя частями, ибо в один пост не лезет

(Link)
Вы глубоко ошибаетесь. Их уже устранили. Я вынужден взять свои слова обратно на счет некомпетентности наших исследователей. Оказывается, не все так плохо.

1. Дневники Беляева пока остаются неизвестной величиной. Они не опубликованы, но на них многие ссылаются. Это странно.
2. 2. Ну Хадсон так не писал, хотя в некоторой мере он палку перегнул. Тот скан пока неизвестной книги, который выложил Сергей Зыков, фактически пересказывает рассказ офицера U703 Шлотта о встрече с Беяевым. Шотт возглавлял десантную партию на остров и описал встречу с Беяевым практически так как написано. Включая и историю с сигаретами и опрос его группой Беляева. Только немецкий офицер услышал «Бли, Бли», вместо «Пли, пли», но смысл понял. По его мнению Беляев владел языком не сносно, а «более-менее», что впрочем сути не меняет. Вероятно после нахождения в условиях зимовки Беляев был ослаблен для такой резкой умственно активностью и мог не дать то знание языка, которое имел. А может быть он действительно он знал его не слишком хорошо, что подтверждает его общение с немцем на пальцах.
3. Выживших на тот момент было четверо. Во всяком случае немцы видели только четверых. Если там где-то было еще двое человек, то кроме фельдшера об этом никто не знает.
4. Ну похоже на то, что под пакетом медикаментов на самом деле стоит понимать переданный немцами с U 703 троим оставшимся некоторое количество консервов, шоколада, рома, витаминных таблеток, спичек, сигарет, инструмента для ремонта такелажа, мотка веревки, марлевых бинтов, лейкопластыря и лекарств.
[User Picture]
From:olt_z_s
Date:Июль 12, 2015 06:22 pm
(Link)
5. Что же касается «очередного равнодушия немецких подводников» вы не правы. 23 июля Брюннер (командир лодки) получил радиограмму из штаба, которая гласила:
«13.24 Р/гр Брюннеру: после установки буя 106 на повышенной скорости. После 107 идти в район атаки АТ72.
Брюннер кроме метеобуев имеет на борту 8 торпед и должен сменить у губы Белушья Бенкера, который требуется для новых минных операций.
Люфьваффе считает, что замеченные 22.7 на о. Надежды 3 человека могут быть нашими, потерпевшими кораблекрушение. Брюннер должен на пути ко второму метеобую зайти туда и посмотреть».
Затем была получена еще одна
«16.36 Р/гр Брюннеру: После выполнения 106 на повышенной экономичной скорости идти через АВ3852 к юж. оконечности о. Надежды. Дальнейшие приказы последуют.»
На следующий день между штабом и Брюннером произошел следующий радиообмен:
«Р/гр 0030/719 от Брюннера: 106 поставлен без якоря. Устно до выхода ему давали приказ оба бу ставить с якорями и на борту был специалист-инспектор Вернер.
10.06
Р/гр Брюннеру: доложить, почему поставили без якоря.
14.30
Р/гр 1300/737 от Брюннера: отказ глубоководного якоря. Якорная цепь заклинила, прежде чем якорь достиг дна. Нахожусь в АВ????, погода.
17.34
Р/гр Брюннеру: на вост. берегу о Надежды дважды на отрезке у южной оконечности в 30 м от берега уже 1 июня наблюдались избушка и люди. Это могут быть люди с нашего самолета. Нет ?, нет радио. Если это с судов, или вражеская станция, по возможности уничтожить. Вести себя осторожно.»
25 июля лодка подошла к острову. Немцы обнаружили Беляева от которого выяснили, что за люди находятся на острове. Беляев помог найти немцам остальных трех людей, которым он с лодки кричал в мегафон, что бы они подплыли к субмарине. Когда все четверо собрались на субмарине, немцы стали решать, что с ними делать. Брюннер, выслушав доклад о состоянии хижин и наличии в них продовольствия, решил взять с собой капитана, оставив остальных на острове, передав им вышеупомянутые продукты, медикаменты и снасти. Это было самостоятельно решение Брюннера, он не стал запрашивать об этом штаб. То есть командир решил, что ввиду того, что лодка еще не выполнило боевое по постановке буев, он не может взять всех, поэтому решил взять одного человека. Для именно того времени это достаточно гуманное решение, особенно если учесть, что командир лодки таким образом нарушал напоминание командирам Деница от 17 сентября 1942 года, которое ошибочно именуют приказом «Лакония». Более того, его действия выглядят очень не равнодушными, если сравнить их с тем, что сделал его коллега Хармс двумя днями позже после потопления исследовательского судна «Академик Шокальский». Тогда Хармс, найдя на берегу спасшихся советских моряков, забрал у них шлюпку, предоставив их участи совершать пеший переход, который пережив не все из них. Брюннер же взял одного на борт и дал возможность трем остальным продержаться до октября. Любопытно, что Шлотт вспоминал об этом моменте:
«Напряженно мы наблюдаем за русскими, когда это решение сообщается им. Они, кажется, принимают это с равнодушием.»
И теперь про «белые пятна».
Тот скан который выложил Сергей Зыков из "На морских дорогах войны"
Георгий Алексеевич Руднев
Изд-во Дальневосточного университета, 1995 - 428 стр.

https://vif2ne.ru/nvk/forum/files/Maler/(150712184152)_Na_morskih_dorogah_vojny_1995_154-155.png

Содержит информацию полученную от Хорста Бредова и Герберта Ритшеля и публикованную в качестве послесловия с немецкой версией той истории. Ритшель опубликовал впоследствии ЖБД Брюннера, статьи в немецкой прессе об этом случае и рассказ второго вахтофицера Шлотта, который был непосредственным участником тех событий и лично общался с Беляевым в тот момент. Я то, что написано в книге Руднева в качестве послесловия с материалами Ритшеля. То, что написано в послесловии практически полностью совпадает с тем, что рассказывал Шлотт. Любопытно быо узнать для дальнейшего сравнения, что там еще было опубликовано у Руднева в этом плане в 1995 году. Это уже дает возможность смотреть на происходящее 25 июля 1943 на острове Надежда с двух сторон, а не с помощью загадочных дневников.
[User Picture]
From:olt_z_s
Date:Июль 12, 2015 02:24 pm

Про "взрыв головного мозга"

(Link)
Это оценка советской стороной данной операции и ее продолжения

"В 6 ч. 20 м. транспорт «Андре Марти», шедший одиночно из Исландии, был обнаружен нашим постом Териберка. Транспорт следовал в сопровождении дозорного тральщика № 38 и в 18 ч. 30 м. прибыл в Кольский залив. С приходом «Андре Марти» закончился «сезон» одиночных переходов транспортов между портами СССР и Исландией. Всего из Исландии в северные порты СССР поодиночке вышли 13 транспортов (из них пять советских). Три транспорта погибли в пути. Из портов СССР вышли 28 советских транспортов, из них три погибли в пути. Опыт показал целесообразность перехода одиночных транспортов в условиях полярной ночи. (Дело 3262, л. 46, 47; дело инв. 1614, стр. 96; дело ШТ 2057, л. 201.)"
Запись от 20 февраля 1943 года
ХРОНИКА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НА СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ТЕАТРЕ
Выпуск 4 (1 января – 30 июня 1943 г.)
Военное Издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР
Москва – 1947
[User Picture]
From:sergey_ilyin
Date:Июль 12, 2015 02:30 pm

Re: Про "взрыв головного мозга"

(Link)
Тут есть тонкость.

Я не знаю (не вдавался в подробности) как организовывались капельные перевозки с нашей стороны, но одиночные переходы советских судов в обратном направлении действительно оказались весьма успешны -- влип (насколько я помню) только "Донбасс", нарвавшийся на эсминец Z36.

Но вот это вот: "Всего из Исландии в северные порты СССР поодиночке вышли 13 транспортов (из них пять советских). Три транспорта погибли в пути." -- какая-то лажа.
Вышли 13 (правильно)
из них 1 (одно) советское -- это не могли у нас не знать;
погибли 5, а не 3 (это могли союзники скрыть)
вернулись 3 (это тоже)
дошли 5 -- и это тоже не могли не знать у нас.
[User Picture]
From:olt_z_s
Date:Июль 12, 2015 06:27 pm

Re: Про "взрыв головного мозга"

(Link)
Ну на счет "Донбасса" с номером эсминца, вы сами поправитесь.
Я полагаю, что вы не обратили внимание на то, что из 13 пять было советских. Определенно это не суда начальной операции под названием FB это более поздние выходы. Во время операции из 13 судов советское было только одно.
[User Picture]
From:military_museum
Date:Апрель 20, 2016 07:59 am
(Link)
Интересная история, спасибо.
[User Picture]
From:oxanakovich
Date:Ноябрь 1, 2018 02:37 pm

Декабрист (капитан Беляев, Надежда Наталич)

(Link)
Доброго времени суток всем!

Большое спасибо за статью.. во множестве источников информации о т/х Декабирст ( в статьях, книгах) все время упоминаются дневники и капитана Беляева и Надежды Наталич.

С немецкой и норвежской сторны есть огромное желание отыскать дневники. Они то же хотят смотреть на историю с разных точек.

Обращаюсь по их поручению и от их имени, пишу везде где есть упоминание этой истории. Просьбой ко всем у кого есть информация, где можно найти близких родственников Белява и Наталич, поделитесь пожалуйста!

Как я поняла что есть возможность публикации этих дневников.

Еще раз, Огромная просьба ко всем! Очень нужна информация!

отвечать можно письмом в почту k.oxana.v@gmail.com
[User Picture]
From:sergey_ilyin
Date:Ноябрь 1, 2018 02:43 pm

Re: Декабрист (капитан Беляев, Надежда Наталич)

(Link)
Добрый день!

Увы, вся информация собрана только по интернету, никаких связей с живыми людьми у меня нет.
[User Picture]
From:oxanakovich
Date:Ноябрь 1, 2018 02:54 pm

Re: Декабрист (капитан Беляев, Надежда Наталич)

(Link)
В любом случае Спасибо! пишу везде куда могу..
Мой сайт Разработано LiveJournal.com