Сергей Ильин (sergey_ilyin) wrote,
Сергей Ильин
sergey_ilyin

Categories:

"Этим стулом мастер Гамбс начинает..."

Предисловие.

Есть (точнее будет) такая игрушка World of Warships. В незапамятные времена какой-то гений (надеюсь, что я еще узнаю его имя) решил, что для доступа к альфа-тесту надо набить 250 сообщений на форуме. Ну как проще всего это сделать? Берем и пишем максимально провокационную статью на максимально близкую Целевой Аудитории тему. В результате получились триптих "Обосрались как всегда" несколько тем про ВМФ СССР в Великой отечественной войне, какие-то выжили, какие-то закрыли, какие-то потерли. В общем, я подумал, что надо бы их куда-то еще пристроить, и буду потихоньку выкладывать их сюда.

Еще раз повторю, что писано ради наброса и флейма. Публицистика, в общем, рассчитанная на малообразованную аудиторию.



Набег легких сил на Констанцу 25-26 июня 1941 (тема без картинок)

25 июня, на третий день войны, командованием Черноморского флота принимается решение, согласно довоенным планам, произвести удар по румынской нефтяной инфраструктуре. А именно -- обстрелять огнем корабельной артиллерии нефтехранилища в Констанце

Боевая задача:
В 15 часов 00 мин. 25-го июня получено приказание Военного Совета Черноморского флота:
«Отрядом легких сил в составе: КР «Ворошилов», двух лидеров, двух ЭМ типа «С» под командованием контр-адмирала тов. Новикова в 5.00 26.06.41 г. атаковать артиллерийским огнем базу противника КОНСТАНЦУ.
* Основной объект - НЕФТЕБАКИ.
* В составе ударной группы иметь лидер «Харьков», два эсминца типа «С», КР «Ворошилов» - и лидер «Москва» иметь в поддержке.
* В случае встречи ударной группы с миноносцами противника навести КР «Ворошилов» и, при поддержке его решительной атаки, уничтожить.
* Одновременно с атакой базы кораблями по Констанце наносит удар наша авиация (4.00, 4.30, 5.00).
* Иметь в виду возможность наличия ДОЗК ("дозор кораблей" -- АТ) противника и минных заграждений»

Хронология событий

Этап первый, прелюдия
18:00 25 июня - ударная группа в составе лидера ЭМ «Харьков», ЭМ «Смышленый» и ЭМ «Сообразительный» пошли к выходу из базы.
При подходе к боновым воротам на рейдовом посту СНС группе [был] поднят сигнал – «Выход не разрешается» - корабли встали на якорь у выхода из базы.
Одновременно командир отряда получил от командующего флотом изменение решение о составе ударной группы и группы поддержки, которое заключалось в том, что вместо эскадренных миноносцев в ударную группу назначался лидер «Москва», а эсминцы придавались в охранение крейсера «Ворошилов».
20:10 25 июня - ударная группа в новом составе (лидеры «Харьков» и «Москва») под командованием командира 3-го дивизиона эсминцев капитана 2-го ранга тов. Романова (брейд-вымпел на лидере «Харьков») вышла в море фарватером № 4 с параванами [и] легла на демонстративный курс норд-вест с целью в сумерках сбить предвечернюю ВР противника и с наступлением темноты - далее ход [в] 28 узлов, идя курсом 256° на Констанцу, с расчетом прибыть в район арт. атаки в назначенное время = 05.00 26.06.41.
22:41 25 июня - отряд поддержки в составе КР «Ворошилов» и эсминцев «Смышленый» и «Сообразительный» под командованием командира отряда легких сил контр-адмирала тов. Новикова (флаг на КР «Ворошилов») вышел в море.
Еще на Инкерманском створе параван ЭМ «Смышленый» что-то затралил и освобождение паравана вынудило эсминец отстать от колонны, а идя самостоятельно к фарватеру № 4, он проскочил красный сектор Херсонского маяка, ведущий в первое колено фарватера, и, потеряв место, только в 3.00 26.06 смог выйти из своих минных заграждений
00:33 26 июня КР «Ворошилов» и ЭМ «Сообразительный» вышли из МЗ-М, продолжая идти с параванами до больших глубин. Пройдя 15 миль от проходной точки № 4, убрали параваны и ходом 28 узлов пошли в точку рандеву с ударной группой. С развитием самого полного хода эсминец «Сообразительный» начал отставать и в 2 часа 30 минут скрылся с видимости.
С рассветом на видимости показался ЭМ «Сообразительный» и, присоединившись [к группе], вступил в охранение крейсера

Комментарии к прелюдии. Общий тон операции задает командование флота, в последнюю секунду (корабли уже снялись с якорей и идут к выходу из базы!) меняет наряд сил и перетасовывает корабли между ударной группой и силами прикрытия. То есть даже если тов. Романов и прорабатывал операцию на берегу, инструкции которые он мог передать командиру "Москвы", скорее всего сводились к каноническомуъ "Как поведу, так и будет". Дальше свой недюжинный скилл демонстрируют эсминцы, один из которых оказывается неспособным выйти из собственной базы по своим же маякам, а второй умудряется в открытом море отстать от "охраняемого" легкого крейсера. Крейсер тоже молодец -- невзирая ни на что, прет вперед. А там разберемся.

Этап второй, бой
04:42 - с дистанции 140 кабельтовых прямо по курсу открылся берег, корабли входили в район вероятного МЗ-М противника
04:58 - на лидере "Харьков" подорван правый параван.
05:02 - открыли огонь по нефтебакам и по порту Констанца. С третьим залпом лидера «Харьков» открыл огонь и лидер «Москва». Так как горизонт был плохо виден, пришлось стрелять как по невидимой цели
05:04 - открыли огонь береговые батареи противника
05:06 - южнее Констанцы на 3-5 миль заметили две орудийные вспышки, и через минуту по лидеру «Москва» упало два снаряда с перелетом в 10 кабельтовых. Видно стало, что по лидерам ведет огонь крупнокалиберная дальнобойная двухорудийная батарея. Следующий залп упал с недолетом 5 кабельтовых, а третий недолетом 1-1,5 кабельтовых. Так как береговая батарея по лидеру «Москва» пристрелялась, командир дивизиона принял решение отходить.
05:12 ЛД «Москва» начал отход, одновременно ставя дымзавесу. Лидеру «Харьков», идущему без параванов, следовало держаться в кильватерной струе ЛД «Москва».
05:13 лидер «Москва», с целью уменьшения эффективности огня пристрелявшейся береговой батареи противника, начал зигзаг на отход. В это же время на берегу в районе нефтебаков [был] замечен большой пожар
05:14 лидер «Харьков» повернул в кильватер лидеру «Москва» и прекратил артогонь, выпустив по берегу 154 фугасных снаряда, и начал развивать ход до 30 узлов с тем, чтобы не отстать и не потерять в дыму кильватерную струю лидера «Москва».
05:21 На лидер «Москва» передан сигнал: «Большой ход, идти прямым курсом», и в тот же момент на лидере «Москва» раздался взрыв, из-за дымзавесы поднялся столб огня и дыма метров на 30 высотой.
Лидер «Харьков», отвернув, обошел место взрыва слева. Выйдя вперед, лидер «Харьков» увидел взорвавшийся лидер «Москва» - он был переломлен пополам в районе первого котельного кожуха, носовая часть оторвана и повернута форштевнем к корме и килем к правому борту, т. е. лежала на левом борту. Кормовая часть имела крен 10° на правый борт - держалась на плаву, и винты работали в воздухе. На палубе были люди, и зенитное орудие на кормовом мостике вело огонь по появившимся самолетам противника.
05:25-05:26. Лидер «Харьков», зайдя за дымзавесу, пытался спасать людей, плавающих вокруг погибающего лидера, но в 05.25-05.26 у борта стали падать крупнокалиберные снаряды, в котлах сел пар - машины не могли развить полный ход, и лидер, имея самый малый ход, стал отходить, не занимаясь спасением людей под огнем пристрелявшейся батареи.
В 05:28 машины развили ход до 28 узлов, но у борта лидера упал залп батареи (один снаряд в 10 метрах справа по носу, второй за кормой), произошло сильное содрогание корпуса, мостик залило водой и осыпало осколками. Опять сел пар и ход уменьшился до малого, а в 05.36 вышел из строя котел № 1 (лопались трубки), в это же время лидер [был] атакован бомбардировщиками, из которых один сбросил две бомбы - одну по носу, а вторую по корме.

Комментарии и краткое изложение событий. Обратите внимание на то, что а) время реакции противника составило 2 минуты, на то, что обстрел велся 12 минут по ненаблюдаемой(!) цели и на то, что ЛД "Москва" фактически до получения приказа маневрирует по минному заграждению полным ходом. Если кто не, параваны на 30-узловом ходу не работают. Также обратите внимание, что пары на "Харькове" в первый раз садятся до того, как он попал под обстрел.

Этап третий, отход
05:55 - лидер «Харьков» продолжил отход 14-узловым ходом под одним котлом и был атакован двумя бомбардировщиками, из которых один был сбит огнем зенитной артиллерии лидера(?), а второй, отказавшись от атаки, отвернул.
06:30 лидер атакован самолетом из-под солнца, который сбросил две бомбы ФАБ-100, лидер отвернул влево - бомбы упали за кормой в 5 кабельтовых
06:43 вышел из строя турбовентилятор левого борта котла № 3, ход снизился до 5 узлов, и в это же время лидер атакован подлодкой противника, справа на КУ = 70°, на расстоянии 25-30 кабельтовых обнаружен воздушный пузырь и след торпеды, идущей на лидер. Отвернув от торпеды, лидер обстрелял место вероятного местонахождения подлодки ныряющими снарядами.
07.00 к лидеру «Харьков» присоединился ЭМ «Сообразительный» и начал нести ПЛО и ПВО. В момент вступления ЭМ «Сообразительный» при пересечении курса лидера слева направо с эсминца заметили след торпеды слева и одновременно обнаружили след второй торпеды, идущей вдоль правого борта на ЛД «Харьков». Атаковав подлодку бомбами (4 больших и 6 малых), в месте бомбометания ЭМ обнаружили огромное пятно мазута и на момент показавшуюся корму подлодки, которая быстро погрузилась в воду.
07:22 отражена атака самолета-пикировщика - самолет ушел под солнце; ожидая повторения атаки, открыт заградительный огонь по пеленгу солнца.
В 08:14 усилиями и самоотверженной работой двух котельных машинистов (краснофлотцы Гребенников и Капров) введен в строй котел № 2 <...>. Постепенно увеличился ход, и в 09.30 лидер «Харьков» дал ход 26 узлов.

Комментарии к отходу. "Бытует" версия, что "Москву" потопила советская подводная лодка Щ-206, имевшая район патрулирования возле Констанцы. И ее же в 07:00 потопил "Сообразительный". К счастью, это не так -- ПЛ в первый и последний раз выходила на связь с базой 28 июня, через два дня и сообщила, что "контакта с противником не имела". Румынских ПЛ в районе Констанцы не было, так что "утопили воду". Не в первый и не в последний раз. Время и место гибели Щ-206 не известны до сих пор.

Замечания и выводы по операции (из отчета 1942-го года, без купюр)
1. Выбранный боевой курс 221° при начальном курсовом угле 55° правого борта вел на незначительное сближение с береговыми батареями противника, находясь лишнее время под обстрелом.
Целесообразно было бы боевой курс расположить с таким расчетом, чтобы стрельба происходила на курсе отхода, это позволяло бы скрытно подойти на требуемую дистанцию, точнее определиться и меньше времени находиться под обстрелом.
2. Изменение состава ударной группы и группы поддержки в последний момент, уже после съемки с якоря, несомненно, отразилось на подготовке и проведении набеговой операции. Задержка с выходом вынудила корабли ударной группы форсировать хода при отсутствии запаса времени, что могло привести к потере внезапности подхода в случае вынужденного уменьшения ходов.
3. Противник считался с вероятностью нападения на Констанцу, для чего соответственно были и приняты меры: расстановка подлодок на вероятных путях следования наших кораблей, приведение миноносцев в готовность (вышли из базы через несколько минут после начала обстрела), поддержание береговых батарей в готовности и т. д.
4. Отрыв эскадренного миноносца «Смышленый» у своей базы показывает на отсутствие натренированности в использовании манипуляторной службы - проскочил узкий красный сектор Херсонского маяка <...>
5. Эскадренный миноносец «Сообразительный» перепутал на карте квадраты, и поэтому донесения о месте [нахождения] не соответствовали действительности.


Комментарии
Остов "Москвы" найден, корабль действительно перебит пополам. О попаданиях снарядов и/или торпед уцелевшие не сообщили. Основная версия гибели -- подрыв на мине с последующей детонацией запасных торпед, "по правилам мирного времени" сложенных у торпедных аппаратов.
Несмотря на то, что румыны еще в феврале 1941-го официально объявили об установке заграждений у Констанцы, это не учитывалось (или недооценивалось) ни штабом флота, ни командиром группы. Обстрел порта 180мм орудиями "Ворошилова" и/или "Красного Кавказа" мог быть произведен с безопасных глубин, не подвергая корабли опасности подрыва на минах.
Бредовая идея с изменением "наряда сил" привела к задержке с выходом на 2 часа, это вынудило корабли идти на повышенном ходу. Что не могло не сказаться на печальном состоянии котлов "Харькова".
Отвратительной видится мореходная подготовка кораблей, особенно ЭМ. Один поломали, второй про...теряли. Хорошо хоть в светлое время суток ЭМ смогли найтись.
О судьбе л/с ЛД "Москва" командиром "Харькова" было доложено как о погибших, однако румынам удалось спасти многих, которые попали в плен. Позже 69 моряков во главе с командиром корабля бежали из румынского плена.

Итог
Практически на ровном месте, почти без участия противника потеряли один лидер и едва не потеряли второй. Ущерб противнику нанесен "минимальный". Отсылки к "еще только учились воевать" бессмыслены, так как операция проводилась целиком в рамках довоенной программы подготовки флота.
По материалам:
http://www.retrospicere.narod.ru/1-barbarossa1941/barbarossa1941_991.htm
http://brummel.borda.ru/?1-6-40-00000067-000-0-0-1244197104
http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/16.html

Update. Про результаты обстрела. "Вероятно, наиболее сильные разрушения нанес неприятелю обстрел орудиями лидеров «Москва» и «Харьков». По данным нашей [329] разведки, крупный пожар возник на нефтехранилище, был подожжен состав с боеприпасами, разрушен вокзал, прервано сообщение Констанцы с Бухарестом, возникли затруднения с поставкой горючего фронту. Историк флота полковник М. Э. Морозов, на основе изучения фотоснимков разрушений важного румынского порта, отмечал: результаты обстрела производили сильное впечатление."

Карта (с какого-то сайта):




Если это вам кажется неинтересным, полным передергиваний и недостойным -- можете сказать об этом в комментариях и я немедленно прекращу.
Tags: история, море, форумпрокораблики
Subscribe

  • Былое величие, еще не обломки

    "Нация как бы топит часть своего совокупного продукта в море" (Ф. Энгельс в пересказе А. Больных) Вильгельмсхафен во время германской революции.…

  • Последний линкор Германской Империи

    "1946-й год, перевернутый корпус SMS Derfflinger заводят в плавучий док в Ферт оф Клайд". Корабль был поднят со дна в Скапа Флоу в самом конце…

  • In memoriam Chuck Yeager

    У кого-то прозвучало "ушел последний великий летчик". Слово "последний" вызвало какой-то протест, как же так -- авиация-то жива и развивается? А…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Былое величие, еще не обломки

    "Нация как бы топит часть своего совокупного продукта в море" (Ф. Энгельс в пересказе А. Больных) Вильгельмсхафен во время германской революции.…

  • Последний линкор Германской Империи

    "1946-й год, перевернутый корпус SMS Derfflinger заводят в плавучий док в Ферт оф Клайд". Корабль был поднят со дна в Скапа Флоу в самом конце…

  • In memoriam Chuck Yeager

    У кого-то прозвучало "ушел последний великий летчик". Слово "последний" вызвало какой-то протест, как же так -- авиация-то жива и развивается? А…