Сергей Ильин (sergey_ilyin) wrote,
Сергей Ильин
sergey_ilyin

Categories:

Последний рейс "Люси"

Раз уж всплыл "Густлофф"... Текст был написан для http://wirade.ru/forum/

Почему-то из всех "великих четырехтрубных пароходов" мне наиболее симпатично "кунардовское трио" -- "Лузитания", "Мавритания" и "Аквитания". Корабли "Белой Звезды" тоже красивы, более комфортны для пассажиров и, может быть, более разумно построены, но... испытывать симпатию к "Титанику" трудно, не так ли? Германская же империя построила суда истинно германские, мощные, тяжеловесные, очень богатые -- и лишенные какого бы то ни было изящества.


http://en.wikipedia.org/wiki/File:The_Lusitania_at_end_of_record_voyage_1907_LC-USZ62-64956.jpg
"Лузитания" в Нью-Йорке после рекордного рейса в 1907 году.

Так вот, "однажды Люси не повезло".

При взгляде со стороны видно, что англичане к маю 1915 года все еще крайне легкомысленно относились к немецким подводным лодкам. Сотня лет без серьезных конфликтов на море и английский спортивный дух -- "Если среди нас нет неудачников, то гунны нам не страшны. Не так ли, джентльмены?" -- прекрасно заменяли традиционный русский "авось". Десятков потопленных судов было недостаточно не только для организации системы конвоев, но даже для организации непрерывного противолодочного патруля на Западных Подходах. Радиограмма о двух недавно потопленных судах у южного берега Ирландии не убедила капитана Тернера отступить от "хорошей судоводительской практики" -- "Лузитания" шла своим обычным курсом, не пытаясь делать противолодочного зигзага и более того, даже снизила ход до 20 узлов из-за тумана. Загадкой (для меня) является факт, что Швигер заметил Лузитанию за целый час до атаки, то есть с расстояния ~20 миль. То есть у Швигера тумана не было?

И все равно, Люси чертовски не повезло -- она буквально оказалась в той же точке океана, что и U-20. Шансов догнать лайнер или выйти на более удобную позицию для атаки у немецкой подводной лодки не было, даже 20 узлов это чертовски быстро для подлодки, имевшей ход 15 узлов в надводном и 9 в подводном положении. К сожалению, "Лузитания" сама заняла наивыгоднейшую позицию для атаки. Дальнейшее известно -- выстрел одной торпедой, попадание, (вроде бы) второй взрыв, "я не смог выпустить вторую торпеду в толпу людей, пытающихся спастись" и через 18 минут все кончено.
Для знающих немецкий -- вот оригинал(?) военного дневника Швигера с записями о потоплении "Лузитании": http://si.pp.ru/lj/08/1/Schwieger_diary.jpg

А дальше началась конспирология. "Немцы охотились специально за Лузитанией" против "Это все придумал Черчилль в восемнадцатом пятнадцатом году". "Корабль вез военные грузы и поэтому был "разрешенной целью" против "Корабль вез военные грузы и поэтому утонул так быстро". Что же было на самом деле?

На самом деле, разумеется, ни Германия, ни Британия не придерживались морских конвенций, которые сами же и подписали. "Лузитания", как и все торговые корабли Великобритании, с началом войны получила приказ Адмиралтейства -- "при попытке досмотра судна подводной лодкой, принять все меры для того, чтобы протаранить и утопить эту лодку". Формально, этот приказ означал то, что все суда под Красным флагом британского торгового флота перестают быть мирными судами, а становятся "вспомогательными судами военно-морского флота воюющей стороны" и наличие либо отсутствие военных грузов на борту уже не играло никакой роли. Впрочем, и грузовой манифест "Лузитании" (http://www.titanicandco.com/lusitania.html), хоть и не содержал ничего "очень взрывоопасного", содержал массу вещей, однозначно бывших явной военной контрабандой. С другой стороны, Швигер обязан был лайнер остановить, ссадить пассажиров и команду, а уже потом топить. Разумеется, эта процедура ему и в голову не пришла.

Что я могу сказать по самому популярному вопросу -- "что же там так рвануло и почему же она так быстро утонула"? Для начала давайте взглянем на планы палуб лайнера: http://si.pp.ru/lj/08/1/Lucy_deckplans2.jpg. Обратите внимание на самый нижний план, на машинное отделение. "Люси" и "Маури" строились с единственной целью: побить рекорд скорости и взять "Голубую ленту". Поэтому практически всю подводную часть корпуса занимало машинное отделение -- даже у линейных кораблей силовая установка занимает меньше места, надо сказать. Следствием гипертрофированной машинерии был, естественно, чудовищный расход угля. Лайнер на полном ходу потреблял около 800 тонн угля в сутки и приходил в порт назначения с практически пустыми бункерами. Посмотрите еще раз на план -- "тот самый трюм, который взорвался" a.k.a. "The magazine" это небольшое помещение под фок-мачтой. Швигер попал торпедой, по его словам, под первую трубу лайнера, то есть куда-то в район переборки между первым и вторым котельными отделениями, а вовсе не в район грузового трюма. Погружение корабля очевидцы описывают следующим образом: "сильный крен на правый борт -- спрямление -- опять сильный крен на правый борт -- опять спрямление -- и лайнер утонул". Соответственно это можно представить как "затопление бункеров правого борта 1-го и 2-го котельных отделений -- затопление 1-го и 2-го котельных отделений -- затопление бункеров правого борта 3-го (и 4-го?) котельных отделений (из-за повреждений или незакрытых переборок) -- затопление 3-го (и 4-го?) котельных отделений -- и привет". Аналогично "Титанику", (который скорее всего уцелел бы, просто врубись в айсберг носом), даже если бы несчастный грузовой трюм разнесло в клочья, "Лузитания" потеряла бы носовую оконечность, но могла и остаться на плаву... По вопросу о водонепроницаемых переборках "все уцелевшие члены команды говорят, что они были закрыты, все уцелевшие пассажиры говорят, что они были открыты, причем показания пассажиров звучат убедительней" -- и не забывайте, что уголь это не нефть, которая сама течет по трубам, нижние люки угольных бункеров уж точно были открыты.

Более того, экспедиция Балларда (да-да, "того самого Балларда, который нашел Титаник") в 1993 году спустилась и тщательно исследовала останки корпуса "Лузитании".

Корпус "Лузитании" на дне

Корабль очень сильно пострадал от времени, штормов, глубинных бомб 2-й мировой и кладоискателей. Корпусные конструкции сложились и палубы сплющились -- так что вряд ли есть какая-то возможность проникнуть внутрь корабля. Лучше всего сохранившаяся часть корпуса -- носовая оконечность с тем самым трюмом и без малейших следов внутреннего взрыва. Морское дно рядом с кораблем усеяно кусками угля из разрушившихся при катастрофе бункеров. По мнению Балларда, причиной второго взрыва мог стать взрыв угольной пыли в почти пустом бункере правого борта или, менее вероятно, взрыв котла в 1-м машинном отделении. По мнению других исследователей (Кента Лэйтона и пр.) более вероятно внезапное разрушение главной паропроводящей магистрали, разрушившее переборки между котельными отделениями. Впрочем, несомненно, что кораблю хватило бы и взрыва одной торпеды. В конце концов, одной торпеды хватило "Абукиру", а "Британнику" -- одной мины.

Кто же во всем виноват? "Превратности войны". И Швигер, который не мог не понимать, сколько человек на борту лайнера, в который он стреляет. С другой стороны, кто из командиров подлодок устоял бы перед такой целью?
Tags: great four funnel liners, история
Subscribe

  • (no subject)

    Наверное сегодня необходимо запостить бессмысленное фото, лучше всего отражающее прошедший год. Морской пейзаж. Ну, почти :)

  • Былое величие, еще не обломки

    "Нация как бы топит часть своего совокупного продукта в море" (Ф. Энгельс в пересказе А. Больных) Вильгельмсхафен во время германской революции.…

  • Андрей Лях, "Челтенхэм"

    Неожиданно вспомнил про это произведение, нашумевшее некоторое время назад (премия "Новые горизонты" 2019 года). Ну, как бы это охарактеризовать?…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • (no subject)

    Наверное сегодня необходимо запостить бессмысленное фото, лучше всего отражающее прошедший год. Морской пейзаж. Ну, почти :)

  • Былое величие, еще не обломки

    "Нация как бы топит часть своего совокупного продукта в море" (Ф. Энгельс в пересказе А. Больных) Вильгельмсхафен во время германской революции.…

  • Андрей Лях, "Челтенхэм"

    Неожиданно вспомнил про это произведение, нашумевшее некоторое время назад (премия "Новые горизонты" 2019 года). Ну, как бы это охарактеризовать?…